В Белгородстате состоялась встреча с экспертом Российского общества «Знание», заместителем директора института общественных наук и массовых коммуникаций ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет» Барановой Светланой Вячеславовной. В ходе встречи были рассмотрены темы: «Кто такие иноагенты и в чем заключается их общественная опасность?» и «Ложные новости: как не стать жертвой манипуляции».
В первой части встречи слушатели познакомились с историей возникновения термина «иноагент» и основной информацией о том:
- где появился первый закон об иноагентах, когда в России появились иноагенты и кто присваивает этот статус?
- кто может быть признан иноагентом, а кто нет?
- НКО и НОО Иностранные агенты – некоммерческие организации и незарегистрированные общественные объединения;
- релокант, оппозиционер равно иноагент?
А также получили представление об основных изменениях в законодательстве об иноагентах. Светлана Вячеславовна сделала акцент на том, что иноагенты часто ведут деятельность для формирования определенного общественного мнения. В их число попадают люди, имеющие активную общественно-политическую позицию и влияющие на большую аудиторию. Чаще всего это представители элит из разных областей жизнедеятельности, лидеры мнений, каждый в своей сфере: политики, бизнесмены, СМИ и блогеры, артисты, литераторы, критики, преподаватели, лидеры сект. В апреле 2024 года количество внесенных в реестр иноагентов составило свыше 800 позиций.
Задача иноагента – влиять на общество и готовить почву для прорастания протестных явлений в любых формах. Для этого у них есть ряд стандартных приемов, актуальных любой аудитории.
Информация о том, как отличить ложные новости и не стать жертвой манипуляции вызвала активный интерес у слушателей. Светлана Вячеславовна, подчеркнула важность медиаграмотности, которая стала одной из основополагающих в жизни человека, так как мы живем во время, когда информация стала нашей второй реальностью. Именно поэтому очень важно осознавать не только очевидную пользу возможностей, которые мы обретаем, правильно используя информацию, но и какие риски она в себе таит.
Медиаграмотность – это навык, который позволяет ориентироваться в информационных потоках, верно определяя их качество и достоверность. Эти навыки нужны в равной степени и тем, кто создает контент (различные виды информации), и тем кто его потребляет.
Лектор подчеркнула, что в наше время граница между создателем и потребителем информации размыта, возникает вопрос: а как проверить, что информация правдива?
Главный инструмент медиаграмотности – умение определять достоверность информации. Более всего требует критического отношения то, что мы видим в сети интернет. Надо не забывать основные правила проверки достоверности информации:
- Находить первоисточник.
- Отличать официальные источники информации от неофициальных, достоверные от недостоверных.
- Привлекать экспертное мнение.
- Проверять в сравнении (между несколькими источниками информации, между источниками на разных языках, между несколькими спикерами и прочее).
- Проверять контент на уникальность.
- Знать основные требования Закона о СМИ, Закона о рекламе, знать действия в Сети, наказуемые по закону.
- Отличать в Сети реального человека от бота.
Лектор уделила внимание понятию «фейк», рассказав о признаках и принципах его распространения. Она напомнила, что обезопасить себя от фейковой информации можно расширяя свой кругозор, понимая, что угрозы, существующие в Сети, реальны. Всем необходимо формировать свой список «чистых» источников, доверие к которым не вызывает сомнения.
Коллектив Белгородстата проявил интерес к предоставленной информации. Сотрудники выразили благодарность Светлане Вячеславовне и пригласили ее проводить подобные встречи в дальнейшем.
Комментарии пока отсутствуют.